От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Глава XIX. Православный Вавож на рубеже тысячелетий.
За три года до 2000-летия Рождества Христова, как подарок грядущему великому празднику, нижний храм был окончательно возвращен верующим. Юридическое оформление этого слишком затянувшегося процесса произошло 2 декабря 1997 года на очередной сессии райсовета.
Сложности же возникали прежде еще и от того, что руководство Ижевской и Удмуртской епархии совершенно справедливо полагало невозможным "сожительство" православного храма с функционирующей полным ходом детской школой искусств. В самом деле, представьте себе обычную ситуацию. Внизу молящиеся приступают к самому волнующему моменту богослужения, а сверху в это время доносятся задорные ритмы от кружка юных плясунов, веселые мелодии от юных певцов, светские пьески от скрипачей...
Лишь в результате встречи главы администрации В. А. Рябова с архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем удалось найти разумный компромисс. Православный приход соглашался с временным (до завершения многолетнего строительства Дома культуры) присутствием светской организации в стенах храма. Но только на правах организации, арендующей здание, с учетом оплаты ею всех расходов на электроэнергию и коммунальные услуги.
Сразу же закипели ремонтные работы. Их первый этап православные мечтали завершить уже к Великому посту. Хотелось придать должное благолепие этому обгоревшему, загаженному донельзя помещению. Прежде всего, удалили остатки нелепых перегородок, вывезли горы мусора. Воспрянувшие патриоты старинного села шли к храму, находили себе любое дело под его сводами. Причем, разумеется, работали безвозмездно.
До тысячи селян и жителей района участвовало в общем деле. Соборное, православное мироощущение "просыпалось" даже у тех, кто был далек от Церкви и веры в Бога. Пробуждалась гордость за свое село. Хотелось сделать его полноценным - ее своей действующей православной святыней.
Нашлись и организации-благотворители. АО "Лесопункт" изготовило и подарило оконные рамы и северные двери. ТОО "Сельэнерго" восстановило систему освещения. АО "Вавожсельстрой" смонтировало деревянные леса для расчистки стен и сводов от "советских" штукатурки и побелки, за которыми порой скрывались росписи. Жилищно-коммунальные и ремонтные службы восстановили отопление, сделали оконные решетки.
Конечно, посильная помощь шла и от районной администрации. Былое противостояние закончилось. Одно село - одна история. Чего уж там делить с православной общиной?
Но проблем оставалось множество. Поэтому только что назначенный настоятелем прихода священник Сергий Князев обратился к вавожанам с настоящим воззванием "Восстановим храм всем миром".
"Возлюбленные братия и сестры во Христе!
Уважаемые жители села Вавож и Вавожского района!
2 декабря 1997 года православным христианам была возвращена их святыня - нижний храм Свято-Никольского собора села Вавож. Поздравляю Вас с этим знаменательным событием в жизни Русской Православной Церкви и призываю всех, кому не безразлична судьба этого памятника архитектуры, кто считает себя истинно православным христианином, помочь в его ремонте.
... Для восстановления храма нам понадобятся древесина, краски, олифа, гвозди, шурупы, цемент, кирпич, фанера, ДВП и прочие строительные материалы. Нам остро необходимы деньги на приобретение строительных материалов, на оплату труда специалистов, на приобретение и изготовление церковной утвари, облачений и мебели.
Нам необходима постоянная помощь на подсобных работах по расчистке стен и сводов храма от осыпающейся штукатурки, при штукатурке, окраске стен и сводов, при настилке пола и изготовлении иконостаса.
Помогите восстановлению храма, чем сможете!
И да пребудет благодать Господа и Бога нашего Иисуса Христа со всеми вами, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь" [Авангард. 1997. 27 декабря].
Среди тех, кто словом и делом помогал возрождению храма, руководитель ЗАО "Вавожагроснаб" Михаил Ушков, работник местной пожарной части Валентин Суслов, журналист районной газеты Анатолий Широких. Они образовали своего рода неформальный попечительский совет, координирующий все работы.
Нестандартным решением стало согласованное с районной администрацией привлечение на некоторые строительные операции безработных. Они должны были отрабатывать определенное количество дней. Кое-какое денежное вознаграждение за свой труд безработные получали от церкви, а продуктами их поддерживала одна из вавожских коммерческих структур.
И вот, наконец, вычищены до блеска стены и своды. Почти на метровую толщу подсыпан пол. Но все это полдела. Значительно труднее украсить святыню иконами, росписями, необходимой церковной утварью и облачениями.
К счастью, оказалось, что храм села Водзимонье в свое время "приютил" основные вавожские иконы. Другие иконы, что поменьше, при закрытии в 1938 году удалось укрыть у себя по домам ряду вавожан - прихожан. Вернулись под святые своды, конечно, уже не все иконы. Многие были уничтожены. Но должное благолепие Свято-Николаевская церковь (которую некоторые селяне гордо именовали "собором") все же приобрела.
9 апреля 1998 года (как и мечтали - в Великий пост, за десять дней до Светлого Христова Воскресения) произошло то великое событие, которое на церковном языке обозначается "вхождение во храм". Это некое духовное, возвышенное действо.
Впервые за семьдесят с лишним лет через Вавож прошел крестный ход. Начали его от молитвенного дома, не имеющего никакого церковного вида. Мужики подняли три большие, "водзимонские" иконы и распятие. Женщины взяли на расшитые полотенца иконы поменьше. Под согласное общее пение прихожане прошли по главной улице и с плачем торжественно вошли в многострадальный, искаженный внешне, но все еще прекрасный храм.
Через два дня, 11 апреля, в Лазареву субботу состоялось его малое освящение и служение Божественной Литургии. 12 апреля в Вербное воскресенье церковная служба впервые состоялась по полному чину.
28 апреля, на Радоницу, храм посетил Высокопреосвященнейший Николай, Архиепископ Ижевский и Удмуртский. Владыка выразил благодарность всем прихожанам и благотворителям за их труды, а отца Сергия Князева наградил "Грамотой" и Наперсным крестом. Для этого ижевца, математика и компьютерщика - служение Богу и восстановление вавожской святыни стало главным делом жизни.
С каждым днем появлялось что-нибудь новое, радующее глаз и все более приближающее храм к его прежнему облику. Оштукатурены наружные стены с восстановлением дудинской рустовки (имитации кладки из камней). Пристроено крыльцо с маленькой звонницей и святым Крестом. Зажглось паникадило - большая люстра. Сделан каркас иконостаса, а алтарь и ведущие к нему ступени облицованы мрамором. Расчищены и подновлены росписи. Выполнил это (и проект крыльца) художник Сергей Михаилович Марков.
Необходимость украшать храм вызывает к жизни забытые промыслы. Художественная резьба по дереву - один из основных. Первые нынешние мастера-резчики, что трудятся при храме, уже осваивают традиционные приемы. Сделана замечательная мебель. А впереди главное - иконостасная резьба и ее золочение.
Начались занятия в воскресной школе. Вавожские детишки впервые за многие годы открыто изучали Закон Божий и Священную историю. Как возрадовался бы Михаил Елабужский, которому запрещали делать все это.
Красоту Божественной литургии подчеркивало пение церковного хора. Иногда в нем участвовали и "квартиранты" - преподаватели и учащиеся школы искусств. И для них самих было профессионально интересно приобщиться к вековым традициям духовной музыки.
Просветительские и миссионерские действия вавожских священноцерковнослужителей смогут приобрести еще больший размах тогда, когда будет завершена реконструкция пристройки советских лет у южного фасада. Это бывший зал кинотеатра, выстроенный из кирпичей уникальной вавожской колокольни. Прихожане получили этот уже разрушающийся после пожара зал, отдав районным властям взамен здание своего прежнего молитвенного дома. Конечно, с историко-архитектурной точки зрения зал лучше бы снести. Но практические интересы церковной жизни оказались важнее. В данной ситуации зодчий и церковный староста Семен Дудин, думается, тоже одобрил бы такой обмен.
2000-летие Рождества Христова храм святителя Николая Мирликийского встречает действующим, но все еще "усеченным". Несколько лет понадобится для того, чтобы освоить верхний храм после того, как его освободит школа. Очень сложно будет восстановить величественный купол. Но наиболее трудоемким окажется строительство колокольни. Кстати, проанализировав традиции С. Е. Дудина, полагаю, что колокольню и Вавоже с историко-архитектурной точки зрения вполне допустимо строить отдельно от храма, без перехода.
Все технические, строительные, архитектурные проблемы разрешимы. Главное в том, что православное село восстановило свои настоящий исторический статус и в обозримом будущем уже никогда не изменит ему.
От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.