От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Глава V. Зодчий С.Е. Дудин и его вавожский шедевр.
У многих из вас, к сожалению, есть стереотипное убеждение: шедевры архитектуры могут находиться только где-то далеко - в Москве, Киеве, Риме... А в наших лесах, мол, откуда возьмутся шедевры?
Но высокое искусство православного зодчества развивалось повсеместно. И вдохновляли его лучшие достижения мирового зодчества. Мастером европейского уровня, выдающимся новатором и в то же время знатоком классики, например, был ижевский архитектор Семен Емельянович Дудин (1779-1825).
Он закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге с большой золотой медалью, затем недолго работал помощником своего учителя, великого русского зодчего А. Д. Захарова, а в 1803 году был отправлен Академией на стажировку в Италию, в Рим. Это один из немногих русских архитекторов начала XIX века, получивших столь блестящее профессиональное образование. В 1807 году С. Е. Дудин возглавил проектирование и строительство грандиозных корпусов Ижевского оружейного завода, но одновременно уделял большое внимание церковным заказам.
Очень важно то, что ижевцы доверили архитектору быть старостой своей древнейшей церкви Ильи Пророка, которую С. Е. Дудин же и перестроил. По всей епархии он пользовался славой "мужа ревнительного по Храму Господня и о пользах церкви старательного" [ГАКО, ф. 237, оп. 117, д. 1088, л. 1-2]. Более двадцати храмов, возведенных по проектам зодчего, являются одной из самых значительных страниц в истории искусства Удмуртии. Религиозные чувства православного зодчего поддерживали те вдохновение и неисчерпаемую творческую фантазию, с которыми он создавал свои шедевры культового зодчества.
Обращение вавожан к ижевскому автору, помимо всего прочего, объяснялось еще и тем, что приход частично занимал территорию Ижевской лесной дачи, а многие прихожане так или иначе были связаны с работами для оружейного завода. Уже тогда Ижевск был негласной столицей нашего лесного края.
В проекте для Вавожа. датируемом 1820 годом, оказались блестяще развиты итальянские впечатления зодчего. Это самый мощный по архитектурной массе из всех дудинских храмов. Совершенно необычна его объемная планировка: двухярусность основного объема, прямоугольность алтарной части, членение арочными окнами восьми граней барабана... Столь оригинально, даже дерзко, мог проектировать только гений!
Знатоков поражал восьмигранный купол. Вплоть до постройки в 1943 году цирка в Ижевске это был самый большой купол в истории архитектуры Удмуртии. Причем, если ижевский купол основан на металлоконструкциях, что в принципе проще, то вавожский создан без металла, только из кирпича. Бесспорно, С. Е. Дудин развил здесь художественный образ и строительные приемы древнего Пантеона в Риме.
Архитектуру вавожского здания отличала чеканная геометрия форм: куб, арка, квадрат, треугольник, прямоугольник, восьмигранник, полушарие... И, добавлю, шар, так как нижнее, второе по отношению к куполу полушарие, угадывалось по ритму внутри массива верхнего храма.
Во всей этой игре геометрических форм скрыт очень важный, хотя и не сразу и не всем раскрывающийся смысл. Куб в христианской символике - это "сложенный крест". Шар, увенчанный крестом, означает "правление Христа над миром, а также преобладание веры в Христа" [Купер. Дж. Энциклопедия символов. М., 1995. С. 166, 387.]. Блестяще интерпретируя столь внешне простую, но глубокую в богословском отношении символику храма, С. Е. Дудин так или иначе утверждал среди удмуртов, как известно, любивших исключительно геометрические узоры, высшие христианские истины.
Разделение храма на верхний и нижний С.Е. Дудин использовал еще только в одном случае. Это проект 1819 года Успенской церкви села Яромаска Сарапульского уезда. Похоже, зодчий "отрепетировал" на той сравнительно небольшой церкви идею вавожского храма.
Двухъярусность позволяла наиболее рационально использовать здание. В Вавоже фактически возник новаторский "культово-культурный комплекс". Его можно вполне принять за прообраз будущих комплексных Дворцов культуры. Двухъярусность обеспечила еще и оригинальность высотной центрической композиции, замкнутой с запада стройной четырехъярусной колокольней.
Она была с двумя "звонами" (ярусами для развески колоколов) и причудливым "фонариком" над ними. Колокольню закончили позже - только в 1843 году. Судя по некоторым старым фотографиям, на самом верху, в четырех так называемых люкарнах, в их круглых окнах, одно время размещались часы. Настоящие или нарисованные? Ответа нет. По документам часы нигде не упоминаются.
Любопытно, что еще за десять лет до Вавожа, но именно по вавожскому, дудинскому проекту, прихожане села Узи, что на Сибирском тракте, пристроили точно такую же колокольню к своему архаичному по архитектуре храму. "Итальянский" классицизм несколько неуклюже соединился там с "вятским барокко". Но, как бы то ни было, эта постройка из "породненного" села еще сослужит вавожанам хорошую службу. Узинская колокольня должна стать эталоном при восстановлении колокольни в Вавоже.
Вполне возможно, что зодчий проектировал для Вавожа отдельно стоящую колокольню, без перехода в основной храм. Именно так, например, С. Е. Дудин поставил другой свой шедевр - колокольню при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Сарапуле (1818 год). Проект же перехода мог быть сделан уже после смерти С. Е. Дудина (в 1825 году) по заказу практичного духовенства. Честно говоря, по ритму и пластике этот переход не совсем гармонично смотрелся в пространстве между колокольней и храмом.
"Оное пространство в шесть саженей замещено строением каменным, имеющим три этажа, из коих в верхнем помещаются коридоры, нужные для проходу через окно [вот это слово в основном как раз и свидетельствует против авторства С. Е. Дудина; зодчий такого уровня никак не мог допустить возможность вульгарного "прохода в окно". Е. Ш.] в верхний храм, в среднем может быть устроена в случае надобности теплая церковь, а в нижнем - проход, и с другой стороны - отделено стеною для помещения сельского училища" [ЦГА УР, ф. 26, оп. 1, д. 71, л. 1].
Позже батюшки также стали размещать там ризницу и библиотеку. Дудинский храм стал идейным и композиционным центром большого села. Он органично вписался в его панораму и стал главной святыней Вавожа. Панорама эта особенно красиво разворачивалась со стороны долины реки Ува. Но и с малмыжской дороги, идущей под гору, глаз издали радовали чудесные силуэты колокольни и купола.
Этот шедевр зрелого русского классицизма по значению в истории зодчества Удмуртии сопоставим только с другим дудинским шедевром - храмом Преображения в селе Мазунино. По своей архитектурной массе тот слегка меньше вавожской церкви. Правда, последняя святыня в советское время утратила значительную часть своего объема.
Возведение столь обширного и возвышенно прекрасного храма в рядовом удмуртском приходе следует расценивать как своего рода нравственный подвиг удмуртских и русских крестьян, местного духовенства, вятских строителей и художников, а также самого "ижевско-итальянского" зодчего.
От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.