От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Глава XVIII. Борьба за святыню. Страсти "перестроечной эпохи".
Принципиально новый период истории России, Удмуртии и Вавожа можно отсчитывать с 1988 года. Это год празднования тысячелетия крещения Руси.
На следующий год прошли и первые настоящие, демократичные выборы высших органов власти. Граждане стали впервые осознавать важность соблюдения прав человека. В частности, верующие открыто, повсеместно, настойчиво требовали возвращения отобранных храмов и других святынь.
Определением Святейшего Синода от 20 ноября 1988 года была восстановлена Ижевская и Удмуртская епархия. Упразднили ее в марте 1961 года в результате вмешательства правительства УАССР. Оно впрямую потребовало 25 ноября 1960 года осуществить "упразднение в Удмуртии епархиального управления" [ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 140, л. 31; д. 142, 147, 152]. Напомню, что тогда же шла варварская "реконструкция" вавожского храма.
Со 2 января 1989 года епархией управлял епископ Палладий, а с 25 марта 1993 года архиепископ Николай. Они содействовали возрождению православных святынь Удмуртии, в том числе и в Вавоже.
Весной 1989 года водзимонцам вернули главную часть их храма, занятую под склад. Летом вавожане, вдохновленные этой акцией и другими благотворными изменениями, обратились к властям с просьбой зарегистрировать общину. 4 июля исполком райсовета сделал это, однако храм не вернул, а в ноябре разрешил купить под молитвенный дом бывшую кулевую мастерскую. Кстати, говорили, что ее фундаменты сделаны из могильных плит разоренного церковного кладбища. Никакой красоты и христианской символики в облике ветхой мастерской, разумеется, нет и следа. Теснота, грязь... На праздник Ильи Пророка в 1990 году 37 человек приняли там святое крещение, так от духоты две старушки упали в обморок, а одной малышке сделалось плохо [Авангард. 1990. 8 августа].
А в более чем просторном и прекрасном храме на ежедневных дискотеках тем временем гремели прямо-таки сатанинские пляски и демонстрировались заграничные фильмы с эротикой и насилием. Каково было видеть все это православным селянам, воспитанным на вечных принципах евангельских заповедей и священной красоты?
Председатель райисполкома В. А. Рябов просто обижался: "И все же несмотря на то, что условия для верующих в районе лучшие в республике, они настаивают на передаче помещения районного Дома культуры под церковь" [Авангард. 1990. 16 августа]. Развернулась многомесячная дискуссия. Горячие головы помоложе даже предлагали захватить святыню силой, выбросив оборудование дискотеки.
28 декабря 1990 года сессия районного Совета постановила: вернуть храм. Но работники культуры не спешили выезжать. В январе было еще одно, поименное голосование депутатов, отменившее прежнее решение.
Православной общине пришлось ультимативно назначать светским властям последний срок освобождения храма - 12 февраля 1991 года. "Если помещение не будет освобождено к этому сроку, то нам вряд ли удастся сдержать разгневанных старух от самосуда. Скорее всего, они вынесут имущество РДК прямо на улицу" [Авангард. 1991. 26 января]. Что-то подобное уже случилось на Пасху 1930 года в Малой Пурге и Юкаменском. Православные удмурты захватили там свои храмы, выбросив наглядную агитацию коммунистов.
Пик противодействия в Вавоже пришелся на март 1991 года. Районная газета опубликовала "Открытое письмо депутатам районного и Вавожского сельского Совета, жителям села Вавож и района". Его подписали 1273 верующих:
"Понимая трудности переноса в другие помещения сразу двух учреждений культуры и то, что для этих целей нет подходящих зданий в селе Вавож, верующие в настоящее время не претендуют на все здание храма и обратились в исполком райсовета с просьбой передачи только части первого этажа с тем, чтобы здесь можно было проводить богослужения и требоисправления: крещения, венчания, отпевания и другие, так как молитвенный дом из-за своей малой плотности не вмещает всех желающих и не имеет необходимых условий для размещения всех, кто желает окрестить своих детей или совершить другие требы...
Вместо храма нам предложили здание старой амбулатории, находящееся в аварийном со стоянии.
Такое решение сессии райсовета подрывает авторитет советской власти в районе - получается, что ее обещаниям нельзя верить. И до каких пор верующие должны ютиться в различных неприспособленных для молитвенных целей помещениях, в то время как в райцентре существует здание бывшей православной церкви. Разве для того собирали наши предки свои трудовые копейки, чтобы на них строить Долм культуры или другое подобное заведение? Нет Они и собирали средства и начали строительство с одной целью - возвести на Вавожской земле храм, посвященный Богу, чтобы в нем обретать покой своей душе, возносить молитвы о своих сродниках, как живых, так и усопших, испрашивать благословение Божие на свои земные труды. Им, наверное, и в голову не приходили такая кощунственная для каждого христианина мысль, что это молитвенное здание будет в будущем осквернено и использовано не по назначению. И то, что в нем до сих пор размещаются и Дом культуры, и музыкальная школа, это не только оскорбление религиозных чувств верующих, но и неуважение памяти наших предков, воздвигнувших этот храм Божий великими тщанием и трудами.
Поэтому мы обращаемся ко всем депутатам, ко всем жителям села Вавож и всего Вавожского района - помочь восстановить справедливость и оказать нам поддержку в положительном решении волнующего всех нас вопроса о передаче нашей общине части первого этажа бывшего православного храма с тем, чтобы после строительства нового Дома культуры, все здание было передано в ведение законного владельца молитвенного здания - верующим села Вавож...".
В июле 1991 года более тысячи человек в особом обращении к властям снова умоляли: отдайте храм! Нет ответа. Но вот зато заезжему американскому проповеднику Роберту Хоскену ровно через три года было дозволено провести различные пропагандистские акции и баптистское богослужение в исконно православных стенах!
Отвыкший от божественного вавожский народ на американца кое-как собрался. Каждый получил в подарок Новый Завет на удмуртском языке и другие христианские издания. Ну что ж, спасибо богатому американскому дядюшке за это. А вавожане в массе своей все равно остались православными.
Баптистов в общем еще как-то можно было понять и принять в качестве "дальних родственников". Но вот могли ли православные смириться с тем, что прямо у алтаря, на могилах священнослужителей и других самых уважаемых граждан старинного села выросли как поганки винные ларьки?
Не от них ли случилась беда? Ночью 15 января 1996 года огонь выжег "очаг социалистическом (точнее, уже постсоветской) культуры". Разгоревшись в подвальных закутках, где раздолье алкашам, огонь вырвался в малый, дискотечный зал. Очистительный огонь уничтожил его оборудование и всяческие перегородки, уродовавшие интерьер храма. Ущерб составил более шести миллионов рублей.
Грешно радоваться этой беде, но принесли она и свет надежды. Через две недели нижнюю часть храма, обгоревшую и загаженную, все-таки вернули верующим. Почти полувековая "оккупация" заканчивалась.
Но еще длится не всегда удобное "сожительство" с музыкальной школой. Характерно мнение вавожского учителя Н. Махнева: "Моя дочь учится в музыкальной школе. Я за то, чтобы перевести это заведение в другое место. Наверное, и, преподаватели, зная, ради какого великого дела их переводят, не будут против. Пусть, как прежде, в центре нашего замечательного старинного села поднимется этот божественный храм. Предки наши знали, что делали, не жалели денег, воздвигая его. Потому что только он способен залечить раны в наших душах и каждого человека сделать человеком" [Авангард. 1991. 25 сентября].
Были и яростные противники храма, демагогически обвинявшие православных вавожан в "гордыне" [Зафиров В. В защиту музыкальной школы // Авангард. 1996. 12 октября]. Религия, мол, "враг науки и прогресса" [Попков П. Протоиерей Симеон Бояров перешагнул границу дозволенного // Авангард. 1996. 2 ноября]. Просто жаль этих сбитых с толку граждан.
Конфликт разгорался. Приезжали и "судьи" из Ижевска. На просьбы к приехавшему в село одному из крупных руководителей Удмуртской Республики, коммунисту, содействовать возвращению уцелевшей, верхней части храма, где располагается музыкальная школа, последовал совет прихожанам: самим выстроить здание для этой школы, взяв ссуду в банке. Вот и вся справедливость по коммунистически. За все годы своей власти не удосужились возвести ничего значительного в архитектурном отношении, но отобрать и поделить всегда готовы.
Сбитым с толку, мыслящим по коммунистически согражданам хорошо ответил тогдашний настоятель молитвенного дома протоиерей Симеон Бояров:
"Белый каменный двухэтажный храм величественно возвышался в центре старинного села Вавож. Звон главного колокола возвещал на многие версты о начале церковных богослужений. Благочестивые предки вложили огромные пожертвования ни постройку великолепного дома Божия. Участие в стройке храма всеми признавалось благодатным делом.
Большевистский красный террор, как свирепый вихрь, пронесся по стране, разрушая церкви и монастыри. Не обошел он стороной и тихий живописный Вавож.
Под давлением тоталитарного режима местные партийные чиновники дали приказ переделать Божий дом в клуб, мало того, обезглавили и колокольню снесли, вербуя на это промятое дело людей, тросы массивные и могучую силу трактора. Православный люд смотрел и горько плакал, видя такое злодеяние и оскорбление дел рук предков. Между тем, многие безбожники ликовали и аплодировали этой трагедии.
Полуразрушенный и ограбленный храм хотя и будет возвращен рано или поздно для своего предназначения, но безрадостно: на какие средства будет он восстановлен в прежнем благолепии?" [Бояров С. Один создает, другой разрушает // Авангард. 1996. 23 октября].
Этот вопрос, действительно, приобрел особую остроту. Но, как говорится, глаза боялись - руки делали.
От автора I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX иллюстрации сокращения приложение
Навигация
Наша рассылка
:: Новинки библиотеки;
:: Обзор православных сайтов;
:: Анонсы статей свежего номера;
:: Анонсы новостей свежего номера;
:: Месяцеслов на предстоящую неделю;
:: Сведения об изменениях на сайте.